«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» /2 Пет 1:5-7/
Петр перечисляет последовательные ступени развития зрелого христианского характера, начиная со слов предупреждения обращая наше внимание на то, что для успешного прохождения через этот процесс мы должны прилагать старание. Без труда мы не будем иметь успеха и это главная мысль.
 
Процесс, описанный апостолом Петром, можно сравнить с тем, как яблочное семя развивается в спелое яблоко. Семя - это Слово Божье, посаженное в наших сердцах. От него происходит вера, которая является незаменимой стартовой площадкой, с которой берут свое начало семь восходящих ступеней духовного роста.

Первой в этом списке идет добродетель.
Слово, переведенное здесь на русский язык как "добродетель”, в древнегреческом языке имеет смысл "превосходство” и могло относиться к любому роду деятельности: лепке керамических изделий, вождении лодки или игры на флейте. И поэтому мы не должны ограничивать понимание этого слова просто моральным превосходством. Оно охватывает все сферы жизни: учитель, ставший христианином, должен стать превосходным учителем; медсестра должна стать превосходной медсестрой; бизнесмен должен преуспеть в сфере своей деятельности.
Добродетель это моральная сила, дающая нам возможность не просто делать добрые дела, но возрастать во всем, что мы делаем, и делать это превосходно.
В христианской жизни нет места для неряшливости или лени. Очень редко бывает так (если вообще когда-нибудь бывает), что человек, терпящий неудачи в светской деятельности, достигает успеха в духовном призвании.
«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.» /Лук 16:10/
 
Второй ступенью духовного роста является рассудительность, или знание.
Существует много разных видов знания.
Знание, содержащееся в Писаниях - это не просто абстрактная теория («сухой Логос»), оно абсолютно практично, это знание, которое действует.
Лучшей иллюстрацией тому является учение самого Иисуса. То, чему Он учил, с большим трудом можно назвать "теологией”. Он не выдвигал никаких запутанных, абстрактных теорий. Его учение было основано на таких понятных и практических вещах, как: сеяние семян, ловля рыбы, забота об овцах.
Самый необходимый вид знания для христиан - это знание воли Божьей, открытой через Писание. И это тоже очень практично, так как требует постоянного и систематического изучения всей Библии.
 
"Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” /2 Тим.3:16-17/
 
К сожалению, есть много людей, считающих себя серьезными христианами, которые ни разу не прочли всю Библию. Такие люди сами ограничивают свой духовный рост.

За рассудительностью следует воздержание, которое можно еще назвать целомудрием.
 
«ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» /2-е Тим 1:7/
 
На этой стадии христианин должен показать себя истинным учеником, то есть человеком, находящимся на воспитании у Господа, а не просто членом Церкви. Такое воспитание должно затронуть все остальные сферы нашей личности: эмоции, отношения, желания, мысли. Оно должно руководить не только нашими поступками, но и нашими реакциями на наши желания, наши мысли, на действия окружающих нас людей.

До тех пор, пока в нас не вырастет такой вид воздержания, мы не сможем подняться на следующую ступень - терпение, дающее нам способность преодолевать различные испытания, которые обязательно обнажат наши слабости, неизмененные сферы нашей личности. На этом этапе мы уже легко прощаем и не обижаемся, ставим интересы церкви, выше своих, и т.д. Но Бог открывает нам «маленькие двери» нашего характера, где ещё есть проблемы и которые могут быть причиной атак дьявола. Это и есть наши слабости, наши слабые места. И тут надо терпение, а подчас и долготерпение, что бы смириться и дать возможность Богу «закрыть» эти двери.
По опыту знаю, что достаточно признать, что проблема имеет место быть и прийти к Богу в смирении, то долготерпения не понадобится. Время испытания для нас сократиться.
 
Одна из основных причин того, почему некоторые христиане затормозились в своем духовном развитии на какой-то стадии - это то, что они никогда не позволили в себе вырасти воздержанию и терпению.
 
Или, возвращаясь к примеру с яблоней, их цвет был оборван ветром испытаний, или их недозревшие плоды погибли от мороза отвержения.

На трех заключительных стадиях развития открывается красота настоящего христианского характера.
 
Благочестие- отличительная черта тех, в чьей жизни Бог занимает главное место.
Такие люди стали сосудами Божьего присутствия. И куда бы они ни шли, атмосфера вокруг них всегда пронизана каким-то едва ощутимым, но уникальным благоуханием. Так что окружающие начинают осознавать существование вечных ценностей, хотя им, может быть, даже не проповедовали.
Я много слышала о таких людях, но видеть приходилось мало.
Это очень высокая ступень духовного развития и подняться на неё, подчас не хватает всей жизни. Тут важна полная посвященность Богу.

Две последние стадии развития изображают два разных вида любви.

Первая - братолюбие - описывает то, как верующие в Иисуса Христа должны относиться к своим братьям и сестрам по вере.
Это один из самых сложных вопросов для понимания, но именно он показывает, насколько Библия  реалистична. Она не преподносит нам сентиментальную, религиозную картину того, какие взаимоотношения должны быть в Теле Христовом.
Удивительно, но братолюбие, которое верующие должны иметь друг ко другу, стоит в этом списке на предпоследнем месте.
Позвольте мне сейчас сказать нечто, что может шокировать вас: христианам тяжело любить друг друга.
Это подтверждается двухтысячелетней историей христианства.
Ни одно столетие не прошло без споров, препирательств и даже открытой ненависти между соперничающими направлениями христианства, каждое из которых провозглашало себя "истинной Церковью”.
То, что человек покаялся в грехах, получил спасение, не означает, что его характер при этом автоматически преобразился. Безусловно, процесс перемен начался, но могут понадобиться годы для того, чтобы все сферы человеческого характера были преображены. И, часто, на это уходит вся жизнь.
На основании этого мы не можем ни от кого требовать соблюдения заповеди
«Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» / Мрк 12:31/.
Если ты не возрос на «ступенях» воздержания и терпения, тебе никогда не преодолеть «ступень» братолюбие.
Это то, к чему мы будем стремиться, понимая, что искренняя любовь к нашим братьям и сестрам во Христе не просто за то, кто они, а за то, что они значат для Иисуса, пролившего за каждого из них Свою Кровь- это признак настоящей духовной зрелости.

Последняя ступень развития, завершающая процесс созревания плода в христианском характере - любовь.
И тут использовано слово «агапэ», одно из четырёх древнегреческих слов (имелись также эрос, филия, сторге), переводимых на русский как «любовь».
«Агапэ» это любовь Отца, всеобъемлющая, любовь, ничего не требующая взамен.
Тому, кто познал и испробовал «Агапэ», ничто в мире уже не важно.
Это уже не просто наше отношение к нашим братьям и сестрам по вере.
Это любовь, которой Бог любит неблагодарных и грешных.
Это любовь, которая дает нам силы на то, что бы исполнить повеление Иисуса: «А Я говорю вам: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» / Матф 5:44/
Это любовь, которую Христос явил на кресте, молясь за тех, кто распял Его: «….Отче! прости им, ибо не знают, что делают....» / Лук 23:34/
Эта же любовь была в Стефане, когда он молился за побивавших его камнями: "Господи! Не вмени им греха сего” /Деян.7:60/
Это любовь, которая изменила гонителя Савла в слугу Христова, Павла, который «...для всех сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» /1 Кор.9:22/.
 
Размышляя над всем вышесказанным не надо унывать.
Мы видим библейскую картину зрелого плода Духа Святого и это приносят в сердце смирение и вдохновение.
Смирение, потому что так много еще нужно достичь.
И вдохновение, потому что мы вкусили что-то неизмеримо превосходящее все, что может предложить этот мир.
 
Двигаясь по этим ступеням надо понимать, что это не «коробочки с содержимым»: пока не заполнишь одну - не перейдешь к другой.
Прилагая силы к возрастанию в одном, мы автоматически возрастаем во всем (наполняя одну «коробочку», другие не остаются пустыми и, так же наполняются. Пропорции «наполнения» определяет Бог).
Возрастание на этих ступенях ставит перед нами цели, к которым мы движемся.
 
«Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» /2-е Петра 1:8/

Держите в сердцах ваших слова Павла:
 
«..я не почитаю себя достигшим; а, только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе»  /Фил.3:13-14/
 
 

С использованием материала проповедей Д Принса