Кто не знает историю о двух братьях, где один Иаков - «хитрый» обманул другого, Исава - «волосатого»? /читать с 25 гл. Бытия/
Отношение к ней не однозначное.
Много статей написано по этому поводу, но мне захотелось понять, кто они, Исав и Иаков.
Как они жили, что было их приоритетами, каков был их характер?
Почему же Бог выбрал Иакова, и не просто выбрал, а стал называться:
«И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова….» /Исх 3:6/
 
Я помню, что «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,» /2 Тим 3:16/
 
В Библии не так много написано о двух братьях, но, человека видно из его поступков, и именно по ним я хочу понять их характеры.
 
А началось все с пророчества, которое Бог проговорил Ревеке, когда она была беременна:
«Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.» /Быт 25:23/
 
Исав:
Каков он был? Его предпочтения, его характер, отношение к родителям
О нём написано, что он был «человек искусный в звероловстве».
 
«Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.» /Быт 25:28/
Тут Исав оценен по душевным, человеческим качествам, которые были ему свойственны.
 
«Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» /Бытие 25:32/
Что такое первородство и каковы его преимущества.
У евреев первородный сын пользовался особыми правами и преимуществами перед другими братьями.
Каковы же преимущества:
- посвящение Господу «…..отдавай Мне первенца из сынов твоих» /Исх 22:29/
- особенное достоинство ««Рувим, первенец мой! ты - крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества» /Быт 49:3/
- двойная часть из имущества отца ««но первенцем должен признать сына нелюбимой и дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства.» /Втор 21:17/
- на время отсутствия отца первородный считался его представителем и именно у него было право на благословение отца, /хотя, мы видим из истории, что Рувим потерял своё первородство в пользу Иосифа из- за своего преступления/.
 
Так что же тут?
Исав отказывается от первородства, в пользу еды.
Трудно предположить, что он был на грани смертельного истощения. Скорее всего, для него первородство ничего не значило. Отец и так его любил и Исав понимал, что всё для него. А посвящение Господу не было для него, чем - то важным.
 
«И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке.» /Быт 26:34-35/
Этот поступок многое объясняет в характере Исава.
Он жил в семье, почитающей Бога. Ранее Авраам наказал своему управляющему, что бы тот не брал жену для Исаака из Хананеев. Из чего ясно отношение Бога к подобному браку. Однако Исава ничего не смутило. Он сделал так, как хотел. И мнение родителей, в данном случае, его не волновали.
 
«И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.» /Быт 27:41/
Решение плотского человека. Он и отца уже «похоронил» и для брата судьбу решил.
 
Быт 27-28 главы.
«И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь
«И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских
 «Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских;и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; ( прим. автора: А раньше не видел?) и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих»
(Измаил, сын Агари, служанки Сары. То же интересный выбор.)
 
Вывод, который сделала я: Исав был человеком гордым, самонадеянным. Он жил так, как он хотел и был весьма далёк от Бога и Его законов жизни. Духовная жизнь была не для него, он был слишком плотской.
 
Иаков:
«…а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.» /Быт 25:27/
Когда я прочла это определение, то вспомнились слова Иисуса:
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.» /Матф 5:5/
Кротость, это смирение, это послушание, снисхождение к людям, не обидчивость, не злобливость, прощение, отсутствие эгоизма…..
Кротость драгоценна в очах Бога и является нетленной красотой человека /1 Петр 3/
 
Бог благословил Авраама, через него Исаака и, Авраамово благословение перешло на Иакова Быт 28:12-17 (видение лестницы и Бога) в Вефиле
«и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе
«Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.»
 
Обманув отца и брата Иаков, отправился к родственнику.
Последующие годы его жизнью нельзя назвать «солнечными».
Посеяв обман, он сполна пожинает плоды.
Это хорошо видно из его разговора с Лаваном, его дядей, когда Иаков принимает решение уйти от него и вернуться на родину.
 
 «Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел;
растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало;
я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих.
Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою.
Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера» ./ Быт 31: 38-42/
 
Ярко виден его характер и его приоритеты:
 
«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;
и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.
И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь./Быт 32:24-28/
Много домыслов по поводу этого отрывка. Как он мог бороться с Богом, Бог ли это был или ангел?.....
Мне важно другое.
Иаков хотел Божьего благословения в своей жизни более всего на свете.
Когда он получил благословение от отца, для него важно было именно посвящение Господу, а не меркантильный интерес, т.к. физически он ничего не получил, кроме проблем.
Тут Иаков в борьбе и единственное его желание « ..не отпущу Тебя, пока не благословишь меня»
Даже физическая боль от поврежденного сустава не остановила его.
Это характер, ищущий Бога.
Это главный приоритет жизни Иакова.
И это, на, что «приходит» Бог!
 
Но и это еще не всё.
Жены Иакова, а каковы они?
Любимая- Рахиль.
Именно за неё Иаков готов был терпеть и работать семь лет.
Именно она взяла божков, которым поклонялась в доме отца.
Именно она «отдала» своего мужа сестре за мандрагоры (удивительная параллель с похлёбкой Исава).
«Но она сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.» /Быт 30:15/
Можно сколь угодно разбирать эту ситуацию, но мне тут важен был характер Рахили и её приоритеты.
Оставлю своё мнение при себе.
Не любимая- Лия.
Старшая сестра Рахили, которую выдали замуж за Иакова путем обмана.
 
Спустя огромное количество лет, Иисус скажет:
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.» / Ин 5:39/.
 
Именно у Лии родится Иуда.
Прародитель благословенного колена, из которого придёт Давид и, затем Иисус.
 
Размышляя над этим, мне более понятно стало то, что сказал Бог:
 
«Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь.» /Ис 55:8/
 
Когда мы видим ситуацию и она нам не понятна (а хуже, когда поднимается раздражение, которое не может быть от Бога), давайте будем вспоминать этих двух братьев.
У Бога Свой путь, Своя воля и она Благая  Угодная  и Совершенная!
 
Ветхий Завет  помогает увидеть Бога Отца, Его требования, Его законы, Его отношения к различным ситуациям, Его водительство, и мн. др., что поможет нам лучше узнать Его характер и понять Его.


 P.S.
Иакову Бог меняет имя на Израиль и тот становится праотцем 12ти благословенных колен.

Потомками Исава были Идумеи, злобный и воинствующий народ. В 106 г н.э. страна потеряла государственность, своё название и перестала существовать





 
 
Social Like